Положение
о XXII республиканском
конкурсе-фестивале научно-исследовательских работ «Великие сыны России – Петр I: становление личности на фоне эпохи», посвященного 350-летию со
дня рождения российского императора Петра Алексеевича Романова
Цель конкурса
Конкурс
научно-исследовательских работ проводится с целью детального изучения социально-экономического,
политического и духовного развития России во второй половине XVII века как предпосылки и
непосредственной среды формирования личности будущего российского императора
Петра Алексеевича Романова.
Задачи конкурса
- развития у
учащихся и студентов патриотизма и любви к Родине - России;
- повышения
интереса учащихся и студентов к российской истории и науке, усвоению мировых
основ научных знаний;
- поиск и
поддержка талантливых молодых исследователей, способных к
научно-исследовательской деятельности;
- развития
критического мышления к историческим источникам, событиям, личностям;
- подготовки
школьников к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях.
Организаторы конкурса
- АНО «Дети
Отчизны - достойная смена»;
- БУ
Чувашской Республики «Государственный
исторический архив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии;
-
Историко-географический факультет ФГБОУ ВО
«ЧГУ им. И.Н. Ульянова»;
- Чувашское региональное отделение Общества «Царьград» в
Чувашской Республике.
Участники конкурса
Участниками конкурса могут
быть обучающиеся организаций общего образования, начального, среднего и высшего
профессионального образования, воспитанники организаций дополнительного
образования, коллективы школьных музеев, представители школьных, студенческих
научных и молодежных обществ, расположенных на территории Чувашской Республики.
Конкурс проводится в трёх возрастных категориях:
- среди учащихся и воспитанников
1-4 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного
образования Чувашской Республики;
- среди
учащихся и воспитанников 5-9 классов общеобразовательных организаций и
организаций дополнительного образования Чувашской Республики;
среди учащихся
и воспитанников 10-11 классов общеобразовательных организаций и организаций
дополнительного образования Чувашской Республики и студентов до 21 года
включительно.
Порядок проведения
Конкурс проводится в два этапа:
Конкурс
проводится в два этапа:
1 этап –
заочный предоставление конкурсной работы в электронном виде с заполненной
заявкой (Приложение №1) в оргкомитет конкурса. Все работы принимаем на
электронную почту Laraivanova15@yandex.ru в срок до 30 апреля 2022 г. включительно.
Работу каждого участника жюри оценивает по 100-бальной шкале. Участники
конкурса, набравшие наибольшее количество баллов по каждому направлению в
каждой категории, становятся участниками финального тура по решению жюри.
2 этап –
финальный – очный. Более подробная информация будет сообщаться дополнительно. За
всеми актуальными новостями конкурса можно будет следить в группе https://vk.com/anodods
(группа вк АНО «Дети Отчизны –
достойная смена»), а также на сайте: http://deti-otchizni.ru/
Рекомендуемые основные направления (секции)
Конкурса
Секция 1. Петр Алексеевич Романов: от
наследника – до правителя (секция посвящена изучению ближайшего окружения
русского царя Петра Алексеевича Романова в период нахождения его в статусе
наследника и соправителя брата Ивана Алексеевича и регентства Софьи Алексеевы
(до 1689 года). В работах могут быть проанализированы личности Ивана
Алексеевича, Софьи Алексеевны, Ивана Андреевича Хованского и других деятелей,
которые непосредственно включались в процесс формирования личности будущего
российского императора).
Секция 2. Внешняя политика России второй
половины XVII в. – становление имперской
дипломатии (секция посвящена рассмотрению основных событий во внешней
политике России. Работы могут быть направлены на изучение складывания
дипломатических отношений с иностранными державами, а также военных кампаний
Русского государства на трех основных направлениях: южном (Османская империя),
западном (Речь Посполитая) и северо-западном (Швеция)).
Секция 3. Внутренняя политика России в
правление Алексей Михайловича Романова (Тишайшего) секция направлена на
изучение основных тенденций внутриполитического развития России второй половины
XVII в. Определение
тенденций складывания абсолютно монархии
в пределах Русского централизованного государства. Роль и значение основных
внутриполитических реформ Алексея Михайловича: принятие Соборного уложения 1649
года, проведение денежной и таможенной реформ, реформирование системы
государственных учреждений (создание приказа Тайных дел, Монастырского,
Малороссийского и иных учреждений). Складывание всероссийского торгового рынка
и открытие первых мануфактур – как предпосылка прогрессивного развития
независимой торговой политики государства.
Социальные
бунты в правление Алексея Михайловича и их последствия (Соляной бунт 1648 г.,
Хлебный бунт во Пскове в 1650 г., Медный бунт 1662 г., Башкирское восстание
1662-1664). Первая крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Секция 4. Церковный раскол в России
середины XVII в. (секция посвящена анализу
причин, хода последствий церковного
раскола для русского общества второй половины XVII в., определение взаимосвязи
действий Русской Православной Церкви и процесса
иностранного влияния на ближайшее окружение молодого русского царя Петра
Алексеевича Романова. Работы могут быть направлены на изучение особенностей
проведения церковных реформ и установление приоритета светской власти над
церковной, что явилось началом перехода
управления церковными делами государственными институтами. Завершение этого
процесса произошло уже при Петре Первом, который упразднил патриаршество).
В секции предлагается рассмотреть предпосылки формирования
церковного раскола (появления кружка «ревнителей древнего благочестия» в 1640-х
гг., деятельность Стефана Вонифатьева, Ивана Неронова, Ф.М. Ртищева), развитие
идеологии протопопа Аввакума «Россия –
Третий Рим») и сами события, начиная с принятия собором в 1667 году решения об
осуждении и отлучении от церкви приверженцев старых обрядов (старообрядцев),
Соловецкое восстание 1668-1676 гг., а также личности представителей
раскольничьего движения – протопопа Аввакума Петрова, Спиридона Потемкина,
Ивана Неронова, Федосьи Морозовой.
Секция 5.
«Что в имени твоём?»
Что дает нам
наше имя? Как говорит наука об именах – антропонимика («атропос» в переводе с греческого означает человек, а
слово «онима» – имя), любое имя несет в
себе некую тайну, воплотившуюся в уникальный набор звуков, и каждое со своей
эмоциональной окраской. Правильно выбранное имя оказывает положительное
воздействие на характер человека, поэтому важно знать значение имен либо быть
уверенным в совместимости имен, например родителей и детей, либо будущих
супругов. Воспользовавшись толкователем имен, можно узнать полную
характеристику имени, характер и судьбу имени, а также подобрать имя будущему ребенку,
либо больше узнать про особенности жизненного пути человека и получить ответы
на волнующие вопросы.
Цели секции:
– познакомить
с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
- изучить
сущность значения имен в православной культуре России, роль святцев в биографии
человека;
– вызвать
эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой
имён друзей и близких;
– помочь
осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать
индивидуальные творческие способности детей, любознательность и
самостоятельность.
На конкурс принимаются любые
материалы: стихи, песни, рисунки, фото, презентации, стенгазеты, эссе,
открытки, сочинения о своем имени.
Секция делится на две подсекции: научная и творческая
Секция 6. «Святые и святыни
земли Русской» (секция посвящена истории святых,
преподобных, блаженных, праведных, мучеников, святых мест на территории России,
а также истории храмов, церквей и иных сооружений).
Цель секции - посредством
творчества прививать детям интерес к истории России, ее традициям и
православным святым и святыням.
Основные задачи: популяризация
паломничества и культурно-познавательного внутреннего туризма в Чувашской
Республике; прививание уважительного отношения к традиции христианства и
духовно-нравственным ценностям человечества в целом; привлечь внимание
подрастающего поколения к великим примерам служения Родине и воспитание
патриотического духа.
Секция
проводится по двум номинациям:
«Изобразительное
искусство» — художественное
произведение, выполненное в технике: карандаш, цветной карандаш, пастель,
уголь, сангина, тушь, акварель, акрил, гуашь, темпера, масло. Работы,
выполненные в другой технике, рассматриваться не будут. Работы должны быть не
меньше формата А4(210×297) и не больше формата А3(297×420).
«Литературное
творчество» — литературное
произведение в прозе (рассказ, сочинение, эссе). Работы принимаются в
электронном виде, межстрочный полуторный промежуток, объем не более
5 листов.
Окончательные
конкурсные направления (секции) для возрастных категорий участников конкурса
будут утверждены организаторами конкурса после завершения 1 этапа конкурса.
Условия участия в
конкурсе
Для участия в
конкурсе необходимо направить в адрес оргкомитета:
1)
регистрационный лист (анкета-заявка) участника по прилагаемой форме (Приложение
№ 1);
2) сводная
заявка от образовательной организации за подписью руководителя (Приложение №2);
3) текст
работы также необходимо выслать на электронную почту laraivanova15@yandex.ru для издания
сборника работ.
Регистрационные
листы (анкеты) без конкурсных работ рассматриваться оргкомитетом не будут.
Конкурсная работа готовится в соответствии с требованиями к работам (Приложение
№ 3). Не разрешается защита одной конкурсной работы в нескольких секциях. У
работы не должно быть более двух авторов.
Критерии оценки работ
При подведении итогов конкурса жюри учитывает:
- актуальность темы;
- научная новизна в проблематике и методике решения
поставленной цели;
- соответствие содержания сформулированной теме,
поставленной цели и задачам;
- уровень проведенной исследовательской работы;
- умение работать с источниками и литературой по
рассматриваемой тематике;
- научно-практическая значимость полученных результатов;
- оформление текстового материала работы, приложений,
списка источников и литературы;
- культура оформления материала.
Время публичного представления доклада в финальном
туре – 7 минут.
При защите конкурсной работы (устное сообщение, доклад) от
участника потребуется подготовка презентации, высокий уровень дискуссионно -
ораторских навыков, умение отвечать на вопросы, создание атмосферы взаимного
общения аудитории.
Главная задача докладчика – точно сформулировать и
эмоционально изложить суть своей работы в течение 7 минут.
Победители конкурса будут определены по сумме баллов, набранных за содержание и оформление работы и за публичную
презентацию.
Требования к научно-исследовательским работам
- на конкурс принимаются научно-исследовательские работы
объёмом до 10 печатных или рукописных листов А4 плюс приложения, оформленные в
виде брошюры;
- научно-исследовательская работа должна иметь следующую
структуру: название, оглавление, основное содержание работы, перечень
источников и литературы, использованной при подготовке работы, приложения.
Координация проведения конкурса
Координация конкурса осуществляется оргкомитетом, в который
входят учредители конкурса и представителями заинтересованных организаций.
Оргкомитет формирует жюри конкурса.
Жюри Конкурса создается с целью отбора и оценки лучших
работ и определения победителей, в соответствии с методикой и критериями оценки
конкурсных работ, определяемыми данным Положением.
Состав жюри формируется Организационным комитетом Конкурса
из наиболее авторитетных работников отрасли образования, представителей Высшей
школы, государственных органов, независимых экспертов и утверждается
Организаторами Конкурса. В финале работа жюри проходит по разделам. Количество
членов жюри в каждой комиссии нечетное и не менее трех человек.
Оценку работ жюри производит исходя из критериев оценки работ.
Организационные вопросы
Расходы по
оплате проезда участников финального этапа конкурса из районов республики несут
организаторы конкурса.
Ответственность
за здоровье и безопасность детей, приглашенных на конференцию, несёт
руководитель делегации или родители (законные представители).
Награждение победителей
Авторы лучших
работ в категориях
- 1-4 классы;
- 5-9 классы;
- 10-11
классы и студенты до 21 года.
По каждому
направлению победители и призеры награждаются дипломами 1, 2, 3 степени и
призами. В рамках финального тура
члены жюри имеют право самостоятельно определять дополнительные номинации и
победителей в этих номинациях среди участников конкурса.
Научные
руководители победителей конкурса награждаются дипломами оргкомитета и
поощрительными премиями.
Каждый
участник конкурса получает сертификат участника.
Контактная
информация
( 8(8352)-22-23-77; 8(927)-858-16-12 – Иванова Лариса
Владимировна
E-mail: laraivanova15@yandex.ru
* 428000, г.
Чебоксары, Президентский бульвар, дом 31, каб.404